МАСА ШОРАШИМ 2012

«Маса Шорашим» или возвращение к корням.
     Здравствуйте,  дорогие читатели, и, скорее всего, посетители сайта нашей любимой школы «Ор Самеах»! Я, студент I курса, Филипп Олейник, хочу поделиться впечатлениями после вдохновительной поездки в Белоруссию по программе «Маса Шорашим».
    Для начала, как будущий и, надеюсь, успешный экономист, хочу вам с уверенностью сказать, что мы живём в информационной общественно-экономической фармации, что в переводе на «русский» язык означает, что информация нынчесамый дорогой товар. Именно поэтому надо стремиться владеть этим товаром. Тем более, если это информация о твоём народе или семейном древе. Учёными доказан тот факт, что когда человек знает о своих предках, то он всегда успешен. Так что давайте с вами быть успешными людьми и интересоваться корнями. А сейчас более подробно о самой поездке.
 Любой человек должен гордиться своей принадлежности к какому-либо народу, особенно, если он еврейский. А ведь, правда, ни один народ не прожил столько, сколько наш, нас уничтожали, гробили, убивали, ограничивали, а мы всё живём припеваючи. Разве за это не будет возникать чувство гордости? А если ещё добавить то, что наши люди самые успешные, среди которых тысячи величайшим умов, Альберт Эйнштейн, Абрам Линкольн, Каплер, Чарли Чаплин, Карл Маркс.Этот список можно продолжать очень и очень долго.
        Итак, Белоруссия, таможня, осмотр и первый день нашего пребывания. Лучше всего рассказывать про поездку, как в дневнике, по дням.
          
18.03. Минск. Хатынь
День первый. Честно говоря, настроя ехать в Белоруссию не было. Особенно он упал после первой ночи, проведённой в автобусе. Болящая шея намекала мне на то, что я явно спал не в очень удобном положении. 4 утра, чувство голода и малой нужды натягивало нервы до предела. Мы приближались к базе, в которой мы должны были остаться. Печальный вид из окна явно не радовал. Страна туманов, так бы я назвал Белоруссию весной.… Зато, вокруг чистота. Несколько часов спустя мы приезжаем в "Крыжовку" – это наша база отдыха. Радость за то, что наконец-то можно будет поесть и выспаться пропала с известием о том, что здесь мы «должны были» быть, но что-то пошло не так, и мы едем в другое место. Хорошо ещё, что нас вкусно покормили. Фрустрация и монотония.
    Во-о-от…. Позже, мы приехали к синагоге, где совершали свою обыденную программу, установленную нашими мудрецами, то есть, молились. После, взяли свои вещи и пересели в другой автобус, уже не касающийся перевозки нас из страны в страну. Встретили нашего логиста, Александру, и присоединились к группе 8-го автобуса. С нами были ребята из Пинска. На удачу, весёлые ребята, особенно их вожатый – Миша Поболков, с которым я виделся в Киевском лагере «Махане Шува». Нам очень повезло с гидом, Арие, он был необычайно весел и был мастером своего дела. Всю дорогу он веселил нас анекдотами и не давал нам усну… скучать.
    Следующий пункт назначения – Хатынь. В память сотен белорусских деревень, уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны в январе 1966 года было принято решение о создании в Логойском районе мемориального комплекса "Хатынь". В марте 1967 года был объявлен конкурс на создание проекта мемориала. В конкурсе победил коллектив архитекторов: Ю. Селиханов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор народный художник БССР С. Селиханов. Торжественное открытие мемориального комплекса "Хатынь" состаялось 5 июня 1969 года. Венцы срубов на месте бывших домов, обелиски в виде печных труб, колокола, которые издают звон каждые 30 секунд (в честь того, что каждый 3-й убитый – белорус),  в центре мемориала находится шестиметровая бронзовая скульптура «Непокорённый человек» с мёртвым ребёнком на руках, основанная на реальных событиях, когда у отца сын умер прямо на руках от ранения в живот. Кстати, этот отец был один, кому удалось спастись. Конечно же, трагедия не обошлась без евреев, ведь евреи тоже занимали значительную часть населения этой деревни. На земле  белорусской деревни Хатынь создано единственное в мире "кладбище деревень", на котором символически похоронены 185 белорусских деревень, разделивших судьбу Хатыни (186-я не возрождённая деревня - это сама Хатынь). Вся эта панорама не могла не задеть душу…
    В глубине тягостных раздумий мы мирно поглощали наш обед, обсуждая своё отношение к рассказанному и увиденному. И понемногу настраивали себя на поездку в столицу Белоруссии.
      Спустя пару часов, мы уже были в самом сердце Белоруссии – Минске. Там у нас была затяжная экскурсия по городу. Что ж, довольно таки интересная вышла экскурсия, правда, ноги болели - ходили много. Попутешествовали  немного, послушали про этот город много чего печального и не очень, походили у реки. Не буду рассказывать то, что нам рассказывали, это будет очень долго. Скажу только, что синагог в Минске было больше, чем число церквей и костёлов. Самые знаменитые синагоги - Холодная, Хоральная. В городе было много еврейских учебных заведений. Кроме традиционных хедеров иешив, Талмуд - Тора (600 учеников), здесь действовали еврейские гимназии, школы, ремесленное училище. Позже, вечером, мы поехали на митинг в честь важного события (день памяти жертв Холокоста) на минскую «Яму», где расстреливали евреев. Количество евреев к 1941 году в Минске было около 100 тысяч (примерно 40% всего населения). Из них до освобождения Минска дожило 16 человек. Послушали грустные истории, точнее слушали про письмо адресованное в "будущее" маленькой девочкой, которая просила не забывать о том, что тут происходило, поплакали, посмотрели на зажжённые свечи, ещё раз поплакали и поехали на базу. Там нас покормили и мы покорно пошли спать (после того, как помолились, естественно). 

19.04.Воложин. Новогрудок. Мир.
День второй. Поспали мы на удивление удачно, интересно, почему же…. Ах да, нам же не надо было рано вставать и ехать в школу. Утро как утро, ничего необычного, не считая душевной компании и вкусного и сытного завтрака. Как принято, мы помолились перед завтраком и опять помолились. Сказали собирать вещи. Снова…. Загрузились. Уехали.
     Довольно насыщенный и интересный получился день. Воложин. Дождь. Побеги от одного навеса под другой. Погода оставляла желать лучшего. Но нам повезло, и мы нашли неплохое укрытие от дождя, откуда было видно воложинскую иешиву. Накануне Второй мировой войны в Воложине проживало около 5600 евреев (большая часть населения).Каждый еврейский мальчик учился в хедере, поэтому в еврейских общинах не было неграмотных людей. Там их учили "плавать по морю Талмуда", а с 13 лет самые способные переходили в иешиву. Послушали занимательную историю про её историю и раввинов – выходцев из этой иешивы. Послушали про способы учения Талмуда в ней (метод "пилпуля") и как туда можно было попасть. Всё закончилось печально, и иешива закрылась. Быстро побежали в автобус из-под навеса, чтобы сильно не намокнуть. Следующая остановка – Новогрудок.

    Новогрудок. Один из древнейших городов на белорусской земле. С этим город связано имя великого польского поэта Адама Мицкевича, там он провёл своё детство. Музей Новогрудского еврейского гетто. Мрачное местечко, однако, мы послушали интересный рассказ про то, как еврей спасались из этого гетто. Перед войной в Новогрудке жило 6000 ервеев - 63% населения города. Выживших после массовых убийств (1300 человек) согнали в гетто. В новогрудское гетто сгоняли евреев и с ближайших деревень - это около 5500 человек. После всех акций, в гетто осталось около 300 евреев.   Гордишься, что евреи и талантливы, и работают сообща. Они прорыли подземный тоннель длинной 250 метров. И радовало известие, что все спасшиеся евреи стали миллиардерами. Ну, разве не великий народ?
      Мир. Мир, то есть город  в Белоруссии. Да, есть такой. Мирская иешива, где учились примерно 300 учеников от 14 до 30 лет. Там они, как было принято, учили Талмуд. Все ученики были измучены, так как занимались очень долго и много, но не будем сейчас об этом.
   Очень понравился мирский замок, очень красивое место. Это, оказывается, было гетто, где держали евреев. Им помогал сбежать выдавший себя за переводчика польский еврей Освальд Руфайзен. Только 13 остались в гетто и позже были расстреляны. Красивое место. Вот уже день подходил к концу, и мы уже ехали в новую базу, где нас неплохо покормили. В номерах было караоке, так что мы не скучали. Ночь.

20.04. Раков. Мотоль.
День третий. Один из самых лучших дней. Утро как утро, но на этот раз уже без вещей , помолились, покушали, уехали. Поспали в автобусе. Тут-то всё и начинается.
      Раков. Сравнительно небольшой городок, но очень интересен. Интересен он своим кладбищем, еврейским кладбищем. Почему же я так обрадовался еврейскому кладбищу, ведь у нас в Одессе тоже оно есть? Просто там кладбище очень и очень старое, что привлекает своей знаковой системой. Нам дали листик с расшифровкой всех знаков, и мы побежали выяснять кто, как, чем, зачем умер. Порадовал некий интерактив, мол, на ватмане (который нам тоже дали) мы должны были переписать всё с какого-то надгробия. Все отлично справились с заданием, и мы всей группой послушали перевод того, что каждый нашёл и написал на ватмане. Светило солнце (наконец-то день без дождя) и щебетали соловьи. А мы опять садились в наш автобус и устраивались поудобнее для следующей поездки в следующий пункт назначения.
     Мотоль. Обычная деревушка с обычным домом, в котором жил необычный человек. Поначалу, было не понятно, зачем мы приехали в эту деревню, где, не то, что нельзя было проехать, но и пройти по тем «дорогам» было затруднительно. И пошли мы туда, куда повели нас. И дошли мы до совсем непримечательного дома, где, оказывается жил первый президент независимого Израиля. Этот дом он построил собственными руками, и сейчас там находится музей, в котором имеются факты из его жизни. Оглядели дом изнутри и пробрались обратно к автобусу. Кто-то где-то веселился, а наш автобус полным ходом двигался в сторону нашей базы отдыха, где было любимое караоке. Приехали, покушали. После этого хотели посмотреть фильм (ну как хотели, я хотел петь караоке), но так и не посмотрели, телевизор что-то не заладил. Ну и слава Б-гу. Помолились и разошлись по каютам. Перед сном я попел немного и лёг отдыхать.

20-21.04. Пинск.
День четвёртый. «И нас обратно к прошлому ведет». С вещами на выход. Едем в Пинск, в родной город  второй части нашей группы, 8-го автобуса. Вся поездка с рассказами Поболкова про этот прекрасный и уютный город не давал нам нормально поспать. Когда я проснулся я начал писать стихи, неважно про что, развивал свою фантазию. Мы уже приближались к окрестностям города, и тут начался сильнейший ливень….
     Пинск. Ой, видели бы вы нас, как мы под этим дождём наскоро выковыривали наши сумки из багажного отделения автобуса и как «летели» в подъезд гостиницы, чтобы не намочиться и чтобы молния не ударила. О-о-ой, кино и немцы. Расположились на третьем этаже в очень уютной комнатке. Там мы мылись, причёсывались, в общем, готовились к шаббату. Собрались все в холле и готовились к походу в синагогу.
  Синагога. Маарив. Накрывают столы. Если говорить предельно откровенно, то мне очень даже понравился этот шаббат,  нас очень тепло и вкусно встретили, а раввин оказался на удивление разговорчив и весел. Что же, я его больше всего полюбил в тот момент, когда он начал петь песню «Ах, Одесса, жемчужина у моря…», тогда я был готов его расцеловать. Ну и так всё выпили, съели да ушли. Возвращались в гостиницу радостные и уставшие. Телевизор мы не смотрели, шаббат же, и так сразу же легли спать.
День пятый. Шаббат был в полном разгаре. А мы были готовы к последующему дню. Утренняя молитва шаббата. МдаНу вот она и закончилась, и мы приближаемся к трапезе. Опять замечательная трапеза с замечательным раввином. Он всегда может поднять настроение. Ну вот и конец нашей трапезы, и мы опять направляемся к нашей гостинице, где будем отдыхать и плавно подготавливаться к экскурсии по Пинску. Спустя пару часов отдыха, мы уже стояли возле синагоги и ждали нашего экскурсовода. Экскурсию вела мастер своего дела и просто интересный человек Хвагина Татьяна. Я был потрясён тем, что в таком небольшом городе жило так много великих людей (евреев, конечно). В 39-м году евреев в Пинске было 20000 человек (примерно 80% населения). В Пинске действовали различные еврейские политические партии и течения. Наиболее популярными были сионисты. В городе существовала разветвленная сеть школ: две школы движения Поалей Цион с преподаванием на идише и иврите, две школы движения Тарбут, еврейская гимназия с преподаванием на польском языке. Нам рассказывали про историю этого города и великих людейвыходцев из этого города. Нам также рассказывали про то, как можно было отличить еврейские дома от не еврейских. И ещё много-много чего интересного... После экскурсии, мы пришли обратно к синагоге. Там нас ждал морэ (МОСКВА) , который должен был провести для нас шаббатний урок. Мы говорили про кошрут. Подискутировали и пришли к выводу, что кошерная еда не только нужна тем, что в Торе написано, что мы должны её есть, но и своей полезностью. После этого замечательного урока, мы провели ещё одну прекрасную трапезу с веселым раввином Пинска. Провожали шаббат мы исключительно удачно, ведь кто-то из Пинской общины недавно женился, и на авдале мы швыряли в него шаббатние скатерти. Он, кажется, был немного в шоке. В гостиницу мы уже не шли, а ехали - шаббат закончился, уже можно было. Вот мы уже в гостинице, в нашем номере, собирали вещи и готовились к утреннему отъезду. Уставшие легли спать и спали, как мёртвые.

22.04. Слоним. Минск. Украина.
День шестой. Утро у нас началось рано, даже очень, можно даже сказать, ещё раньше, чем началось бы школьное утро. Зато спали хорошо. Нас покормили сухим пайком и мы уже с собранными вещами держали путь прямиком в автобус.
   Слоним. Один из старейших городов Белоруссии. Он был возведён в XI веке. Первые следы еврейских общин были обнаружены уже в 1551 году. Самое интересное здание в этом городеэто, безусловно, Слонимская синагога, которая была построена в 1642 году и чудом дожившая до наших дней. Это здание можно назвать немым свидетелем истории местной общины, начиная от её рассвета и кончая тотальным уничтожением во времена Второй мировой войны. Это необычайно красивое место, внутреннее строение и фрески на стенах радовали глаз. Там была миква и большой Арон- а-кодеш. Евреи здесь составляли 72,5% от всего населения города (это около 5700 евреев). В 1939 году евреев было уже около 27000 человек. В 42-м их осталось всего 300. Наш любимец Арие всё рассказывал, да рассказывал историю этого города и по ходу дела вспоминал анекдоты. В этот день в Слониме была годовщина создания воинской части, так что было нетрудно потеряться, но, слава Б-гу, все добрались до автобуса. Был большой и красивый марш, но мы видели только его самое начало и могли его наблюдать только в заднее окно автобуса.
   Минск. Вот мы уже в Минске с вещами на автовокзале. Нет, мы не собрались там ночевать, мы дожидались нашего автобуса, который должен был отвезти нас в родные края. Ждали долго и уже начинали нервничать... Но когда он приехал, всё никак не могли распрощаться с нашей группой и сопровождающими. Но всё же мы сумели это сделать и уже сидели в душном автобусе и скучали за навсегда ушедшими от нас днями, проведенных в Белоруссии, которые мы провели в душевном тепле и уюте.
     Автобус. В автобусе мы немного поскучали за Белоруссией, ну и решили, что это бесполезно и начали играть в мафию. Интересная вышла игра. Играли до самой таможни. Было около полуночи, когда мы пересекали границу. Наконец, у меня появилась возможность связаться со своими любимыми и близкими. Ночь.
     Украина. Около 4-х утра. Кто мог, тот спал, а я наслаждался видом из окна. Родные пейзажи как никогда радовали меня, ведь я так соскучился по ним.
  Одесса. Спустя часов 6 мы уже видели приближающийся знак «Одесса» белыми буквами на голубом фоне... И вот мы уже подъезжаем к забору нашей любимой школы. Видим знакомые лица. Открываются двери нашего большого автобуса и мы, словно год не были в Одессе, неуверенно шагали в сторону багажного отделения автобуса. С одной стороны потому, что мы уже не верили , что мы наконец уже почти дома, а с другой — то, что мы уже привыкли к нашей группе, и нам было уже трудно поверить, что их нет. А от нашей школы уже все знали как добраться домой. На этом и закончилось наше недельное путешествие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий