Филипп Олейник


Из уст очевидца

(Интервью с Миллером Аркадием Львовичем)

Я, Олейник Филипп, студент I курса колледжа школы «Ор Самеах», хочу рассказать вам одну интересную историю из жизни моего любимого учителя физики Миллера Аркадия Львовича и напомнить о не столь далёком прошлом, напомнить о событии, которое изменило судьбу всего мира, которое заставило задуматься и пересмотреть жизненные ценности каждого, кто был там. 

               О событии, которое коснулось пусть не вас, но ваших родителей, дедушек и бабушек. О событии, при одной мысли от которой, бросает в страх, ужас. О событии, которое унесло десятки миллионов жизней людей разных национальностей, возрастов и полов. И это событие называется Великая Отечественная война.
               Но для начала, расскажу кое-что о самом Аркадии Львовиче. Он родился в Винницкой области, в 1936 году в семье (такой-то такой-то). Прежде всего, хотелось бы подметить, что Аркадий Львович – человек не обычный. Когда смотришь на него, то хочется улыбаться. Хватит всего лишь одного взгляда на него, чтобы с точностью сказать, что это очень добрый и открытый человек. 
Миллер А. Л.
              Внешность не всегда обманчива, и вы скажете тоже самое, если вам повезёт когда-то с ним встретиться. Он прекрасен как человек, а так же, как и учитель. Все его уроки никогда не проходили зря. Первое его образование – историческое, и, немного позже, он получил и высшее образование физика. Все ученики всегда мечтали побывать именно на его уроке, если кто-то из учителей не пришёл. 
1995 год. Одно из первых рассписаний уроков школы
              Также, он работал у нас в школе завучем, он был самым первым завучем и, вместе с Дреерманом Марком Григорьевичем, основатель нашей школы, который шаг за шагом помогал заработать ей авторитет, и именно он и был тот самый повелитель школьного расписания. 
              Если кто-то провинился, то провинившегося отправляли прямиком в его кабинет. Аркадий Львович имеет какой-то особый дар убеждения, потому что после долгой беседы с ним (он очень любил всё долго втирать в голову) вы, непременно, измените своё решение насчёт того, что вы сделали и почувствуете вину за произошедшее. 
Аркадий Львович и Марк Григорьевич
             Да-да, это очень удивительный человек, переживший очень страшное событие, которое уже упомянули выше.
Всем нам кое-что известно о Великой Отечественной войне, которая обнажила клинок смерти 3 июля 1941 года, последствия которой впервые же дни оправдали всю свою масштабность. Про это событие писали рассказы и сочиняли стихи, как люди, участвовавшие в нём, так и родившиеся после него.
По выжженной равнине -
За метром метр -
Идут по Украине
Солдаты группы "Центр".
В.Высоцкий
Миллионы погибших, сотни тысяч пропавших без вести, десятки тысяч людей, которых так и не похоронили, а на место смерти которых установили братскую могилу. Сотни тысяч людей, убитые в так называемых «ямах». И всё это всего лишь за 4 года. Задумайтесь, десятки миллионов… Многим людям жалко котов, попавших под машину, а это люди, миллионы людей…
Это была очень кровопролитная, страшная, ужасная и неожиданная для всех война. Кто-то слышал про нее от родителей, кто-то от учителей, кто-то читал научную литературу, кто-то смотрел много документальных и художественных фильмов про неё, но как бы много мы бы про неё не знали, она всё равно будет таить в себе еще много тайн, секретов и скрытых, неизвестных событий. Хотя бы из-за двух веских причин. Первая причина – это отсутствие источника информации, погибли все участники какого-либо действия, или же все документы были намеренно или случайно уничтожены. Вторая причина – скрытые от людей архивы и документы, по причине невыгодности для государства.
Хотите вы этого или нет, но реальный разговор с очевидцем и участником войны даст вам намного больше информации, чем любая книжка. Автор мог изменить кое-что, или же ссылаться на неверные данные, и книга получится, как будто сделанная через сломанный телефон. Но очевидцы и участники – это совсем другой случай. Ведь они там были, они это пережили и все это помнят...
            В нашей школе есть такой человек, я о нём уже говорил выше. Это Аркадий Львович. Он не совсем участник войны, он был в гетто. Гетто - это жилые зоны на подконтрольных немецким нацистам и их союзникам территориях, куда насильно перемещали евреев в целях изоляции их от нееврейского населения. Как мы помним, эта изоляция была частью политики так называемого «окончательного решения еврейского вопроса».
До войны Аркадий Львович находился в Винницкой области, в поселении Черновцы. Винницкая область, как известно, граничит с Молдавией, или же по тем временам, с Молдавской ССР, что недалеко от Румынии, которая до сентября 1944 воевала на стороне немецко-фашистских захватчиков. По его словам, он попал в гетто через месяц после начала войны, когда немцы уже успели оккупировать значительную часть УССР. Ему шел 6 год, но он помнит многое, ведь такие события навсегда отложатся в памяти. Помнит события, да вот не уверен, то ли это он сам видел, то ли это ему рассказала его бабушка или мама.
В детстве, по тем временам, у Аркадия Львовича, естественно, не было таких развлечений и роскоши, как сейчас, так как все люди тогда жили практически бедно, а если ты и был зажиточным, то у тебя всё отбирали (и это ещё в довоенное время, живём все вровень, так сказать). А уже в само военное время нельзя было не только не найти мяча, даже тряпки находились с трудом. Но все-таки, он и его друзья смогли выйти из положения, стоит только захотеть. Все мы любим играть в футбол, замечательная игра, не так ли? 
Так вот, Аркадий Львович и его друзья всё таки нашли хоть какие-то тряпки, и, конечно же, первым делом сделали из него мяч. Играли босыми ногами, может даже и по камням, по осколкам. Обувь – это была величайшая роскошь на то время. Но желание развлечься не погасишь ничем, поэтому, играли, как могли и в чём могли.
Его отец ушел на войну сразу же после ее начала и больше Аркадий Львович его не видел... Позже, стало известно, что его сердце навеки остановилось в 1942 году. Мать и бабушка после войны всё ещё продолжали жить, точнее существовать, потому что жизнью нахождение в послевоенное время никак не назовёшь, ведь их дом сожгли, отобрали всё золото и деньги.
Кушали они не часто, поскольку еда и медикаменты в гетто доставлялись нелегально. Чаще всего им доставали отжимки от масла (макуху). Иногда им варили мамалыгу и тому подобное. Хлеб, естественно, у них был очень редко, так как он стоил очень дорого, да и денег(то есть золота) было только у очень везучих людей, поскольку им удалось их где-нибудь спрятать.
Естественной реакцией на планы нацистов были акции сопротивления узников гетто, коллективные и индивидуальные, спонтанные и спланированные.
Выход за территорию гетто был строго воспрещен. Все попытки побега карались расстрелом на месте, но иногда могли просто избить палками. Людей выводили на коллективные работы, и не только взрослых. 
Аркадий Львович рассказывает: «Однажды моя бабушка вышла за пределы этого гетто, чтобы обменять одну вещь на кусок хлеба, или зерно, точно не помню, и ее поймали полицаи, и так избили плетками, что следы на спине от нагайки остались на десятки лет после окончания войны». Действительно, это было бесчеловечно.
Освобождение произошло в марте 1944 года, они бежали навстречу танкам, кричали, радовались. Ведь они ждали этого почти 3 года.
«Чтобы никогда такое для вас не повторилось, чтобы никому никогда не пришлось испытать то, что испытал не я один, а все человечество» - пожелал нам Аркадий Львович. И правда, пусть не будет больше повторений войны.
Я только раз видала рукопашный.
Раз - наяву и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю. Дружинина
Мои впечатления от поедки в Беларусь: «Маса Шорашим» или возвращение к корням.

1 комментарий: